Я, знаете ли, очень не люблю, когда авторы позволяют злодеям уходить от расплаты… То есть нет, если автор описывает жестокий и несправедливый мир, где никто не получает того, что заслужил, то все хорошо, я одобряю. Но когда Героический Герой держит на прицеле Злодейского Злодея, купающегося в крови младенцев и завтракающего котятами, а в данный момент потянувшегося к Огромной Красной Кнопке, которая начнет Третью Мировую войну… Да стреляй уже, чучело! Но Героический Герой не стреляет, потому что он, видите ли, тогда он будет не лучше злодея. Фэйспалм. Фэйстейбл. Тройной.
Все запутаннее, когда мы имеем дело со злодеями, которые, натворив делов, перевоспитываются и примыкают к героям.
Получается из этого... Разное.Ну, знаете, в сериалах, где есть команда героев, крошащих врагов в капусту, и такой перевоспитавшийся злодей в команде, обычно бывают серии, в которых экс-злодея настигает мстительная толпа с вилами и требует наказания за совершенные до поворота кругом поступки. Порубить эту толпу в капусту нельзя по этическим причинам, вот и приходится всю серию доказывать, что злодей действительно перевоспитался и поднимать его на вилы не стоит. Зритель (во всяком случае, в моем лице) испытывает сложные чувства, потому что по факту толпа права (даже не «скашивать» сроки, а просто отпускать выразивших раскаяние преступников? вы серьезно?), но экс-злодей уже успел нам полюбиться, а злодейства он совершал даже не на наших глазах… Искусство — страшная сила.
Но обычно даже в книге или на экране выглядит странно, когда злодею достаточно показательно раскаяться, а герои уже встречают его с хлебом-солью, принимают в свою команду и провозглашают лучшим другом. Особую НЕНАВИСТЬ!!!111, достойную отдельного упоминания, у меня вызывает финал четвертого сезона «Легенды о Корре». Пересказ краткий, но очень спойлерный. Возлюбленный и подручный главзлодейки, создатель расфигачившего половину города супероружия, присоединяется к героям, когда понимает, что главзлодейка для победы готова им пожертвовать (вот неожиданно, правда? а ничего, что тут война вообще-то?). Его встречают… Его встречает любящая матушка, одна из лидеров сопротивления злодейке, и радостно заключает в объятия, жалея «бедного мальчика». Когда злодейка оказывается побеждена, та же самая матушка набрасывается на нее чуть ли не с кулаками и орет, что та ответит за каждое свое преступление. Реалистично, ничего не скажешь, но если это не баг, а фича, другие положительные герои могли бы хотя бы высказаться по поводу двойных стандартов.
Я, кстати, очень боюсь повторения подобного сценария в Диснеевской трилогии «Звездных войн». Интересно, если послать неугодным авторам сибирскую язву в конверте, а потом посмотреть щенячьими глазами и раскаяться, то простят и отпустят?
А на днях я осознала, что быстрое и легкое прощение — это не самое страшное (с моей, читательской, точки зрения), что может случиться с исправившимся злодеем. Затянувшееся раскаяние может оказаться еще хуже.
В общем, читала я фичок. Просто фичок, фандом и прочие частности здесь не важны, с тем же успехом это могло бы быть оригинальное произведение. Начиналось все многообещающе: главная героиня, точнее, антигероиня, девушка циничная и откровенно эмоционально тупая, сделала крупную гадость главному герою, осознала, что именно натворила, и полезла исправлять совершенное, попутно прокачивая эмпатию и думая, как же она будет в глаза смотреть спасенному герою. А потом в дело вмешалась амнезия, внезапно вспыхнувшие чувства между главными героями, разлученные в детстве близнецы и танцующие слоны. Героиня терзалась, приобретая интересную бледность, готичные круги под глазами и мортидо, герой бегал вокруг нее с топором и думал, убить или не убить (да, гадость была настолько крупная), второстепенные персонажи сидели и жрали попкорн, изредка подавая реплики, намекающие на участие, читатель мечтал, чтобы они все уже умерли (тем более что страдания больше занимали героев, чем присутствовавшее в качестве побочной линии спасение мира, так что если бы автор не подыгрывал…) Закончилось все, естественно, свадьбой, и я тихо порадовалась, что герои предпочли остаться друг с другом, а не пошли портить жизнь нормальным людям… Потому что в процессе всего этого безобразия «старые» их личности оказались разрушены до основания, а новые так и не «собрались».
Короче, авторы, если вы собрались кинуть ваших антигероев/экс-злодеев в яму отчаяния и раскаяния, позаботьтесь о том, чтобы у этой ямы было дно. И чтобы столкновение с дном наконец-то привело ваших персонажей в чувство и вернуло к нормальной жизнедеятельности.Какая у этого всего мораль? Знаете, мне даже подумалось, что классическое искупление через смерть – это не такой уж плохой выход. И хотя «сложно, а зачем тебе лишние сложности?» из предыдущего поста — это очевидная ирония, но вот серьезно, лучше так, чем оригинальность, которая все испортит.
А лучше вообще не писать, если не умеешь, но все мы грешны.