Veni, vidi, fugi.
Moar Ливии! Что, не было еще? Ладно, пусть будет просто много Ливии.
Ливия Друзилла (Юлия Августа): биография
Ливия Друзилла (Юлия Августа) (58 г. до н. э. — 29 г. н. э.)
Дочь М. Ливия Друза Клавдиана, претора 50 г. до н. э., и Альфидии (Vell. II 75; 94; Suet. Tib. 3; Cal. 23; Tac. Ann. VI 51; Dio XLVIII 44; CIL II 1667; IX 3660). В 43 г. вышла замуж за претора 42 г. Тиб. Клавдия Нерона. В 42 г. родила сына, впоследствии императора Тиберия (Suet. Tib. 5, 14). В 41 г. Ливия с маленьким ребенком вынуждена была последовать за мужем, бежавшим на Сицилию после поражения в Перузийской войне, где он поддерживал Луция Антония. Из-за конфликта с Секстом Помпеем Нерон и его семья вскоре перебрались к Марку Антонию в Ахайю (Vell. II 75; Tac. Ann. V 1; VI 51; Suet. Tib. 4—6; Dio XLVIII 15; LIV 7).
После заключения в 40 г. Брундизийского соглашения Антония с Цезарем Октавианом Ливия вместе с мужем и сыном вернулась в Рим (Vell. II 77; Tac. Ann. V 1; Suet. Tib. 4). Цезарь Октавиан страстно влюбился в нее; Ливия, несмотря на беременность, развелась с мужем и в начале 38 г. вышла замуж за Октавиана. Через три месяца после заключения брака у Ливии родился второй сын, и в Риме сразу же возникли слухи о том, что его настоящим отцом является Октавиан. (Tac. Ann. V 1; Suet. Aug. 62; Tib. 4; Claud. 1; Dio XLVIII 34, 44). До смерти Нерона в 33 г. оба сына Ливии воспитывались в его доме, затем перешли в дом Цезаря Октавиана, назначенного их опекуном (Suet. Tib. 6; Dio XLVIII 44). Брак Ливии и Октавиана оказался бездетным, их единственный ребенок родился мертвым (Suet. Aug. 63; Plin. NH VII 57). На протяжении всей жизни Ливия пользовалась любовью и уважением Августа, вела скромный и безупречно нравственный образ жизни и считалась образцовой женой, хозяйкой дома и матерью семейства (Sen. Dial. VI 4, 3; Val. Max. VI 1, 1; Plin. NH XIV 60; XIX 29; Tac. Ann. V, 1; Suet. Aug. 62, 73; Dio LIV 16; Macrob. Sat. II 5). Обладала значительным влиянием на государственные дела; нередко выступала в качестве советницы и помощницы Августа, в частности, убедила его помиловать заговорщика Цинну в 4 г. до н. э.; сопровождала мужа во всех поездках (Sen. Dial. VI 3, 34; 4, 3; Clem. I 9, 6; Tac. Ann. III 34; V 1; Suet. Aug. 84; Dio LV 22; LVIII 2). Еще в 35 г. сенат предоставил Ливии ряд почестей: освобождение от опеки, возведение статуй и личную неприкосновенность, аналогичную трибунской (Dio XLIX 38, 1). В 9 г. до н. э. она получила привилегии женщин, имеющих троих детей (Dio LV 2; LVI 10). Занималась общественным строительством; за свой счет восстановила храм Женской Фортуны на Латинской дороге; совместно с Тиберием построила портик Ливии (CIL VI 883; Ovid. Fast. VI 637 сл.; Val. Max. I 8, 4; Dio LIV 23; LV 8).
Играла значительную роль в определении династической политики Августа; по неподтвержденным и малодостоверным слухам была причастна к смерти зятя Августа М. Марцелла в 23 г. до н. э. (Dio LIII 33). После смерти своего младшего сына Друза в 9 г. до н. э. Ливия приложила много усилий для прославления его памяти (Dio LV 2; Cons. ad Liv. 161 сл.; Sen. Dial. VI 3, 2; CIL II 2038; IX 3304). Находилась в дружбе со вдовой Друза Антонией Младшей, принимала участие в воспитании ее детей от Друза; по-видимому, устроила брак Клавдия, младшего сына Друза, с внучкой своей подруги Плавтией Ургуланиллой (Val. Max. IV 3, 3; Suet. Claud. 4; 41). В 6 г. до н. э. безуспешно пыталась переубедить Тиберия, решившего удалиться в добровольную ссылку на о. Родос из-за неудачного брака с дочерью Августа Юлией (Suet. Tib. 10; Dio LV 9). После ссылки Юлии во 2 г. до н. э. Ливия добилась, чтобы Тиберию на Родосе был предоставлен статус посланника; настойчиво ходатайствовала перед Августом о его возвращении, чего смогла добиться только при поддержке внука Августа Г. Цезаря (Suet. Tib. 12—13; Dio LV 10a), Вскоре последовала смерть внуков Августа Л. Цезаря во 2 г. н. э. и Г. Цезаря в 4 г. н. э., и народная молва возложила за них ответственность на Ливию, несмотря на то, что в момент смерти оба находились вдали от Рима (Tac. Ann. I 3; LV 10a). После этого Ливия убедила Августа назначить наследником Тиберия (Tac. Ann. IV 57; Dio LVII 3). Возможно, под влиянием Ливии Август принял решение о ссылке своего третьего внука Агриппы Постума (в 7 г.) и внучки Юлии Младшей (в 8 г.); впрочем, Юлия 20 лет существовала в изгнании на средства Ливии (Tac. Ann. I 3; IV 71). В 14 г. Август тайно, без ведома Ливии, посетил Агриппу Постума на о. Планазия; однако, Ливии стало известно об этом от жены спутника Августа, Павла Фабия Максима; по малодостоверным слухам, Ливия ускорила смерть Августа, чтобы не допустить его примирения с Агриппой (Tac. Ann. I 5; Plin. NH VII 150; Plut. de garrul. 11; Dio LVI 30; Aurel. Vict. Epit. I 29). После смерти Августа Ливия в течение нескольких дней скрывала это, чтобы дать возможность Тиберию вернуться из Далмации (Tac. Ann. I 5; Dio LVI 31). Согласно завещанию супруга, Ливия получила в наследство 50 миллионов сестерциев и была принята в род Юлиев путем удочерения, в результате чего получила имя Юлия Августа (Suet. Aug. 101; Tac. Ann. I 8; Dio LVI 32, 43). Стала первой жрицей божественного Августа и получила ликторское сопровождение, принимала участие в строительстве его храма и учредила в его честь ежегодные трехдневные игры на Палатине (Tac. Ann. I 14, 73; Dio LVI 46). Вероятно, с ее ведома и согласия Тиберий тайно распорядился убить Агриппу Постума (Tac. Ann. I 6; Dio LVII 3).
В первое время после смерти Августа Ливия приобрела огромное влияние на государственные дела и фактически занимала положение соправительницы Тиберия; однако вскоре такая ситуация стала вызывать у Тиберия явное неудовольствие, и он существенно ограничил участие Ливии в управлении государством и оказываемые ей почести (Suet. Tib. 50; Tac. Ann. IV 57; Dio LVII 12). Впрочем, она по-прежнему имела возможность выступать перед принцепсом в роли заступницы и добиваться от него благоприятных для своих фаворитов решений, если это не вступало в серьезное противоречие с государственными интересами; ее влияние на решения сената было еще более значительным (Suet. Tib. 50—51; Galb. 5—6; Otho 1; Tac. Ann. I 14; II 34). Также Ливия продолжала играть важную роль в династической политике императорской семьи; она по-прежнему поддерживала близкую дружбу с Антонией и ее семейством; по-видимому, организовала брак Ливиллы, дочери Антонии, с Друзом, сыном Тиберия; Германик, сын Антонии, назвал в честь Ливии двух своих дочерей. Впоследствии, однако, между Ливией, с одной стороны, и Германиком и его женой Агриппиной, с другой стороны, возникла вражда. Находясь в восточных провинциях, Германик и Агриппина вступили в острый конфликт с Пизоном, наместником Сирии, и его женой Планциной, близкой и доверенной подругой Ливии. В 19 г. конфликт разрешился скоропостижной смертью Германика при подозрительных обстоятельствах; Пизон и Планцина были обвинены в его отравлении, однако Ливия использовала все свое влияние, чтобы спасти Планцину; в результате между ней и Агриппиной произошел полный разрыв, а обвинение в причастности к убийству коснулось также Ливии и Тиберия (Tac. Ann. II 43, 71; 82; III 34 10; 15). В последующие годы вражда Ливии и Агриппины продолжала обостряться, а сторонники обеих женщин ее дополнительно разжигали (Tac. Ann. IV 12). Тем не менее, Ливия не желала осуждения и гибели Агриппины и ее детей и защищала их от нападок Тиберия, возможно, рассматривая это семейство как противовес префекту претория Сеяну. (Tac. Ann. V 1, 3). После отъезда Тиберия на Капри его отношения с Ливией окончательно охладели, и личные контакты между ними практически прервались (Suet. Tib. 51; Dio LVIII 2). В 29 г. до н. э., в возрасте 86 лет Ливия умерла и была похоронена в мавзолее Августа; Тиберий не принял участия в похоронах матери и запретил ее обожествление; завещание Ливии было объявлено недействительным, и его выполнил только Калигула. Клавдий обожествил Ливию, поставил ее статую в храме Августа и обязал весталок совершать перед ней жертвоприношения (Suet. Tib. 51, 2; Tac. Ann. V 1—2; Dio LVIII 2; LIX 1; LX 5).






















Все кликабельно.
Источник — ancientrome.ru
Ливия Друзилла (Юлия Августа): биография
Ливия Друзилла (Юлия Августа) (58 г. до н. э. — 29 г. н. э.)
Дочь М. Ливия Друза Клавдиана, претора 50 г. до н. э., и Альфидии (Vell. II 75; 94; Suet. Tib. 3; Cal. 23; Tac. Ann. VI 51; Dio XLVIII 44; CIL II 1667; IX 3660). В 43 г. вышла замуж за претора 42 г. Тиб. Клавдия Нерона. В 42 г. родила сына, впоследствии императора Тиберия (Suet. Tib. 5, 14). В 41 г. Ливия с маленьким ребенком вынуждена была последовать за мужем, бежавшим на Сицилию после поражения в Перузийской войне, где он поддерживал Луция Антония. Из-за конфликта с Секстом Помпеем Нерон и его семья вскоре перебрались к Марку Антонию в Ахайю (Vell. II 75; Tac. Ann. V 1; VI 51; Suet. Tib. 4—6; Dio XLVIII 15; LIV 7).
После заключения в 40 г. Брундизийского соглашения Антония с Цезарем Октавианом Ливия вместе с мужем и сыном вернулась в Рим (Vell. II 77; Tac. Ann. V 1; Suet. Tib. 4). Цезарь Октавиан страстно влюбился в нее; Ливия, несмотря на беременность, развелась с мужем и в начале 38 г. вышла замуж за Октавиана. Через три месяца после заключения брака у Ливии родился второй сын, и в Риме сразу же возникли слухи о том, что его настоящим отцом является Октавиан. (Tac. Ann. V 1; Suet. Aug. 62; Tib. 4; Claud. 1; Dio XLVIII 34, 44). До смерти Нерона в 33 г. оба сына Ливии воспитывались в его доме, затем перешли в дом Цезаря Октавиана, назначенного их опекуном (Suet. Tib. 6; Dio XLVIII 44). Брак Ливии и Октавиана оказался бездетным, их единственный ребенок родился мертвым (Suet. Aug. 63; Plin. NH VII 57). На протяжении всей жизни Ливия пользовалась любовью и уважением Августа, вела скромный и безупречно нравственный образ жизни и считалась образцовой женой, хозяйкой дома и матерью семейства (Sen. Dial. VI 4, 3; Val. Max. VI 1, 1; Plin. NH XIV 60; XIX 29; Tac. Ann. V, 1; Suet. Aug. 62, 73; Dio LIV 16; Macrob. Sat. II 5). Обладала значительным влиянием на государственные дела; нередко выступала в качестве советницы и помощницы Августа, в частности, убедила его помиловать заговорщика Цинну в 4 г. до н. э.; сопровождала мужа во всех поездках (Sen. Dial. VI 3, 34; 4, 3; Clem. I 9, 6; Tac. Ann. III 34; V 1; Suet. Aug. 84; Dio LV 22; LVIII 2). Еще в 35 г. сенат предоставил Ливии ряд почестей: освобождение от опеки, возведение статуй и личную неприкосновенность, аналогичную трибунской (Dio XLIX 38, 1). В 9 г. до н. э. она получила привилегии женщин, имеющих троих детей (Dio LV 2; LVI 10). Занималась общественным строительством; за свой счет восстановила храм Женской Фортуны на Латинской дороге; совместно с Тиберием построила портик Ливии (CIL VI 883; Ovid. Fast. VI 637 сл.; Val. Max. I 8, 4; Dio LIV 23; LV 8).
Играла значительную роль в определении династической политики Августа; по неподтвержденным и малодостоверным слухам была причастна к смерти зятя Августа М. Марцелла в 23 г. до н. э. (Dio LIII 33). После смерти своего младшего сына Друза в 9 г. до н. э. Ливия приложила много усилий для прославления его памяти (Dio LV 2; Cons. ad Liv. 161 сл.; Sen. Dial. VI 3, 2; CIL II 2038; IX 3304). Находилась в дружбе со вдовой Друза Антонией Младшей, принимала участие в воспитании ее детей от Друза; по-видимому, устроила брак Клавдия, младшего сына Друза, с внучкой своей подруги Плавтией Ургуланиллой (Val. Max. IV 3, 3; Suet. Claud. 4; 41). В 6 г. до н. э. безуспешно пыталась переубедить Тиберия, решившего удалиться в добровольную ссылку на о. Родос из-за неудачного брака с дочерью Августа Юлией (Suet. Tib. 10; Dio LV 9). После ссылки Юлии во 2 г. до н. э. Ливия добилась, чтобы Тиберию на Родосе был предоставлен статус посланника; настойчиво ходатайствовала перед Августом о его возвращении, чего смогла добиться только при поддержке внука Августа Г. Цезаря (Suet. Tib. 12—13; Dio LV 10a), Вскоре последовала смерть внуков Августа Л. Цезаря во 2 г. н. э. и Г. Цезаря в 4 г. н. э., и народная молва возложила за них ответственность на Ливию, несмотря на то, что в момент смерти оба находились вдали от Рима (Tac. Ann. I 3; LV 10a). После этого Ливия убедила Августа назначить наследником Тиберия (Tac. Ann. IV 57; Dio LVII 3). Возможно, под влиянием Ливии Август принял решение о ссылке своего третьего внука Агриппы Постума (в 7 г.) и внучки Юлии Младшей (в 8 г.); впрочем, Юлия 20 лет существовала в изгнании на средства Ливии (Tac. Ann. I 3; IV 71). В 14 г. Август тайно, без ведома Ливии, посетил Агриппу Постума на о. Планазия; однако, Ливии стало известно об этом от жены спутника Августа, Павла Фабия Максима; по малодостоверным слухам, Ливия ускорила смерть Августа, чтобы не допустить его примирения с Агриппой (Tac. Ann. I 5; Plin. NH VII 150; Plut. de garrul. 11; Dio LVI 30; Aurel. Vict. Epit. I 29). После смерти Августа Ливия в течение нескольких дней скрывала это, чтобы дать возможность Тиберию вернуться из Далмации (Tac. Ann. I 5; Dio LVI 31). Согласно завещанию супруга, Ливия получила в наследство 50 миллионов сестерциев и была принята в род Юлиев путем удочерения, в результате чего получила имя Юлия Августа (Suet. Aug. 101; Tac. Ann. I 8; Dio LVI 32, 43). Стала первой жрицей божественного Августа и получила ликторское сопровождение, принимала участие в строительстве его храма и учредила в его честь ежегодные трехдневные игры на Палатине (Tac. Ann. I 14, 73; Dio LVI 46). Вероятно, с ее ведома и согласия Тиберий тайно распорядился убить Агриппу Постума (Tac. Ann. I 6; Dio LVII 3).
В первое время после смерти Августа Ливия приобрела огромное влияние на государственные дела и фактически занимала положение соправительницы Тиберия; однако вскоре такая ситуация стала вызывать у Тиберия явное неудовольствие, и он существенно ограничил участие Ливии в управлении государством и оказываемые ей почести (Suet. Tib. 50; Tac. Ann. IV 57; Dio LVII 12). Впрочем, она по-прежнему имела возможность выступать перед принцепсом в роли заступницы и добиваться от него благоприятных для своих фаворитов решений, если это не вступало в серьезное противоречие с государственными интересами; ее влияние на решения сената было еще более значительным (Suet. Tib. 50—51; Galb. 5—6; Otho 1; Tac. Ann. I 14; II 34). Также Ливия продолжала играть важную роль в династической политике императорской семьи; она по-прежнему поддерживала близкую дружбу с Антонией и ее семейством; по-видимому, организовала брак Ливиллы, дочери Антонии, с Друзом, сыном Тиберия; Германик, сын Антонии, назвал в честь Ливии двух своих дочерей. Впоследствии, однако, между Ливией, с одной стороны, и Германиком и его женой Агриппиной, с другой стороны, возникла вражда. Находясь в восточных провинциях, Германик и Агриппина вступили в острый конфликт с Пизоном, наместником Сирии, и его женой Планциной, близкой и доверенной подругой Ливии. В 19 г. конфликт разрешился скоропостижной смертью Германика при подозрительных обстоятельствах; Пизон и Планцина были обвинены в его отравлении, однако Ливия использовала все свое влияние, чтобы спасти Планцину; в результате между ней и Агриппиной произошел полный разрыв, а обвинение в причастности к убийству коснулось также Ливии и Тиберия (Tac. Ann. II 43, 71; 82; III 34 10; 15). В последующие годы вражда Ливии и Агриппины продолжала обостряться, а сторонники обеих женщин ее дополнительно разжигали (Tac. Ann. IV 12). Тем не менее, Ливия не желала осуждения и гибели Агриппины и ее детей и защищала их от нападок Тиберия, возможно, рассматривая это семейство как противовес префекту претория Сеяну. (Tac. Ann. V 1, 3). После отъезда Тиберия на Капри его отношения с Ливией окончательно охладели, и личные контакты между ними практически прервались (Suet. Tib. 51; Dio LVIII 2). В 29 г. до н. э., в возрасте 86 лет Ливия умерла и была похоронена в мавзолее Августа; Тиберий не принял участия в похоронах матери и запретил ее обожествление; завещание Ливии было объявлено недействительным, и его выполнил только Калигула. Клавдий обожествил Ливию, поставил ее статую в храме Августа и обязал весталок совершать перед ней жертвоприношения (Suet. Tib. 51, 2; Tac. Ann. V 1—2; Dio LVIII 2; LIX 1; LX 5).






















Все кликабельно.
Источник — ancientrome.ru
@темы: насущное, я не историк, я только учусь